На главную страницу | ВСЕ ФОТОГРАФИИ | Продолжение про Суздаль
Поехать во Владимир и Суздаль я хотел еще в 2005-м году, когда ездил на курсы по Enterprise Workflow. Однако по всему выходило, что за один день, что до курсов, что после, мне туда и обратно не успеть. Поэтому в тот раз я поехал сначала в Рязань, а потом в Калугу. В этот же раз я поступил расчетливее – визу себе сделал с запасом, а выехал из Нарвы не в субботу, а в пятницу вечером. Поехал я, как и раньше, поездом в СВ, благо наша бухгалтерия это оплачивает. Вообще-то, она оплачивает и самолет, но все-таки ехать на поезде как-то удобнее. А в этот раз так и вообще, я ехал с такими понтами, как никогда раньше: в двухместном купе я оказался один, здесь работал телевизор, по которому показывали сразу два видеофильма, а кроме того, пока поезд проходил пограничный контроль, я развернул свой ноутбук и через KOU подключился к Интернету. Во Владимир я поехал на автобусе, который отходит с Курского вокзала. Сумку с вещами я оставил в камере хранения, а сам с одним рюкзаком пошел искать остановку. Найти ее оказалось несложно, очередь на Владимир было видно издалека. Автобусы ходили не так уж и часто, в первый и второй я не влез, пришлось ждать третьего, так что в общей сложности ожидание заняло около часа. Посадив пассажиров, водитель отъехал от вокзала, выехал на какой-то проспект, и, встав у тротуара, стал «обилечивать» пассажров. Стоил билет до Владимира 220 рублей. Из Москвы выезжали по шоссе Энтузиастов. Заняло это из-за плотного трафика наверно не меньше часа. Плюс еще почти час ползли через Балашиху, московский город-спутник сразу за МКАДом. В итоге дорога до Владимира заняла примерно четыре часа, выехав из Москвы в районе 11, приехал я туда около 3 часов дня. В самом Владимире я доехал до конечной остановки - автовокзала, который находится не в центре города, на холме, а в низине, у железной дороги, что идет по берегу Клязьмы. Так что, выйдя из автобуса, пришлось еще возвращаться в центр, поднимаясь в гору (но мне надо было знать, где у них тут автовокзал). Вобщем, учитывая, что дни в октябре уже короткие, времени на знакомство с городом оставалось не так много. Несколько слов об истории города (далее курсивом - текст из путеводителя серии "Полиглот" по Золотому Кольцу): Основателем Владимира традиционно считался переяславский князь Владимир Мономах, построивший крепость на слиянии Клязьмы и Лыбеди в 1108 г. Однако теперь установлено, что город был заложен на месте древнего поселения киевским князем Владимиром Красное Солнышко в 990 г. В начале второй половины XII в. Князь Андрей Боголюбский стал проводить огромные по масштабам того времени строительные работы: сооружены мощные заградительные валы с дубовыми стенами, возведен Успенский собор, строятся Золотые ворота. Следующим владимирским князем становится старший брат Андрея - Всеволод III, продолживший «собирание» русской земли. Период его княжения - время наивысшего политического подъема Владимира. При нем также широко ведется строительство, складывается владимиро-суздальская школа архитектуры и живописи, которая сыграла важнейшую роль в развитии русской культуры и искусства. В 1238 г. Владимир разграблен и сожжен монголо- татарами. С 1252 по 1262 г. владимирский престол занимает Александр Невский. Умелый и тонкий политик, он жил в мире с Золотой Ордой. Но через 30 лет после смерти князя город снова разрушен ханом Туданом. В 1299 г. во Владимир переносится из Киева митрополия, город становится духовной столицей Руси до того времени, пока в 1326 г. князь Иван Калита не переманивает митрополита Петра в Москву. Только с 1328 г., когда Иван Калита сел на великое княжение во Владимире, набеги затихли. Но Калита уже не стал переезжать во Владимир. С этого времени великие князья приезжали сюда только венчаться на княжение в Успенском соборе. А с 1432 г. и эта церемония начала проводиться в одноименном московском храме, и Владимирское княжество окончательно утратило роль центра Руси. В XVII в. во Владимире возобновляется каменное строительство, но оно уже не может сравниться с «золотым веком» владимиро-суздальского зодчества. В 1719 г. город становится центром провинции, а в 1796 г. - губернии. XVIII в. затронул Владимир перестройкой по линейному плану, который в России повсеместно вводился императрицей Екатериной Великой. Сегодня Владимир - промышленный, туристический центр, город, обладающий богатейшим культурным наследием. В 1992 г. памятники белокаменного зодчества XII в. – Золотые ворота, Успенский кафедральный и Дмитриевский соборы включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Итак, начнем осмотр достопримечательностей с "визитной карточки" Владимира - Золотых ворот. Золотые ворота От мощной линии оборонительных укреплений XII в. до нас дошли только остатки земляных валов (достигавших в древности длины 7 км) и Золотые ворота, бывшие главным въездом во Владимир. Образцами для них послужили Золотые ворота Киева и Константинополя. Эта белокаменная постройка имела вид четырехгранной башни с арочным проемом, который закрывался дубовыми створами, украшенными листами золоченой меди. Первоначально арка была примерно на 2м выше, но за девять веков нижнюю часть ворот скрыл культурный слой земли. До нашего времени сохранилась только арка и две стены, а все остальное является достройками XVIII в. В 1238 г. Золотые ворота выдержали натиск монголо-татар, осаждавшим пришлось пробить городскую стену в другом месте. В толще башни 64 ступени ведут в помещение Ризположенской надвратной церкви, где размещается экспозиция Музея воинской доблести, основное место в котором занимает озвученная диорама «Осада Владимира Батыем». Троицкая церковь Рядом с Золотыми воротами в здании Троицкой старообрядческой церкви (1916) находится выставка «Хрусталь, лаковая миниатюра, Вышивка» - коллекции предметов декоративно-прикладного искусства, созданных мастерами владимирского края (гусевский хрусталь и цветное стекло, а также расписные лаковые шкатулки и вышивка «белой гладью» из Мстёры). Водонапорная башня Вдоль остатков земляных валов можно пройти до бывшей "водонапорной башни (1868), где открыта экспозиция «Старый Владимир». Выставка, занимающая три этажа, рассказывает о городе кон. XVIII - нач. XX в. Здесь собраны предметы того времени, воссозданы интерьеры, представлены старые фотографии, выдержки из газет и журналов, служащие своеобразными комментариями к экспонатам. На четвертом этаже - смотровая площадка, откуда виден почти весь город и просторы, открывающиеся за Клязьмой. От Золотых ворот начинается улица Большая Московская - самая древняя улица города, на которой находится большинство достопримечательностей Владимира. Но не обязательно идти к Соборной площади по центральной улице, можно свернуть на живописные старые улочки с деревянными домами: Успенский собор и Соборная площадь На Соборной площади останавливаются все туристические автобусы. А еще здесь установлен памятник в честь 850-летия Владимира, называемый почему-то в народе "Три ленивца" (далее текст с сайта Wikimapia). Общая высота - 22м, высота фигур - 3м. Первый обелиск из дерева со звездой был поставлен здесь еще в 1916 году. Нынешний был заложен на его месте в 1958 году в честь 850-летия города (тогда годом основания считался 1108 год), и торжественно открыт 30 октября 1969 года. По сторонам вогнутой трехгранной усеченной призмы расположены три фигуры: древний воин, обращенный в сторону оборонительных Золотых Ворот, зодчий, обращенный в сторону Успенского собора и современный рабочий, обращенный к промышленной части города. На Соборной площади, наиболее возвышенной точке города, стоит главный и старейший храм Владимира - Успенский собор (1158-1160). Андрей Боголюбский отстроил храм, не уступавший по высоте киевской Софии, и выделил десятую часть своих доходов на роскошное убранство. Возводили собор мастера из Киева, Греции и Германии из белого камня - известняка. Стены изукрасили резьбой, главу покрыли червонным золотом, «три большие Иерусалима» были сделаны из чистого золота и драгоценных камней. Пол устилали медные листы и цветные майоликовые плитки, стены расписали фресками. Храм вмещал 2 тыс. человек. В 1185 г. собор сгорел, и восстанавливая здание, зодчие князя Всеволода III расширили его, возведя вокруг новые стены, увеличили алтарную часть. Убранство заменили ещё более дорогим, внутреннее пространство стало вмещать 4 тыс. человек. После нашествия Батыя в 1238 г. Успенский собор остался стоять обгоревшим и разграбленным. Во время взятия города в нем пытались укрыться оставшиеся в живых жители, но все они погибли в дыму или были убиты. В 1408 г. году А. Рублев и Д. Чёрный восстанавливают настенную роспись храма, но через два года татарская орда разоряет его вновь. Еще раз собор горит в 1536 г. Чудом сохранившиеся фрагменты фресок А. Рублева на тему Страшного суда можно видеть сейчас на двух сводах под хорами, на пилястре в левой части алтаря. В XVIII в. обветшавшее здание восстанавливают, подвергая многочисленным изменениям. К XIX в. относятся Георгиевский придел (архит. Н. Артлебен) и высокая, с позолоченным шпилем колокольня. Современный вид Успенский собор приобретает в 1888-1891 гг. после реставрации, которая отчасти вернула его первоначальный вид. Архитектура собора явилась основой для развития зодчества Северо-Восточной Руси и Московского государства. Через три века она послужит образцом А. Фиораванти для постройки одноименного храма в Московском Кремле. Здесь же берет свое начало и знаменитая белокаменная резьба. В соборе погребены Андрей Боголюбский и его сыновья, Всеволод Большое Гнездо, другие русские князья. Памятник Андрею Рублеву на Соборной площади Памятник князю Владимиру Красное Солнышко и святителю Феодору. Памятник этот стоит на высоком берегу Клязьмы и оттуда открывается прекрасный вид на другой берег... ... и на ту часть города, что через дорогу. Дмитриевский собор Чуть к востоку находится вторая «церковь прекрасная» владимирского кремля - Дмитриевский собор, построенный князем Всеволодом как дворцовый храм, скорее всего, между 1194 и 1197 гг. Для его возведения уже не пришлось приглашать «мастеров от немец», русские зодчие смогли сами создать архитектурный шедевр, который называют «каменной поэмой» и «драгоценным ларцом». Отчасти такие определения даны из-за обилия замечательной резьбы, покрывающей собор. Самые ранние барельефы сохранились на северной стене, где можно найти изображение князя Всеволода с сыновьями. На южной стене привлекает внимание композиция «Вознесение Александра Македонского на небо» - очень распространенный в средневековой Европе сюжет. В центре каждого из фасадов видна фигура царя Давида, иллюстрация псалмов которого - основная тема всех резных украшений. Нижний ряд стен не покрыт узором, так как ранее храм окружала галерея. Внутренние стены были расписаны греческими и русскими мастерами, но до нас дошли лишь фрагменты фресок XII в., изображавших Страшный Суд. Остальная роспись погибла при многочисленных пожарах, разорениях и подновлениях. Особенно плачевно сказалась реставрация, предпринятая в 1837-1839 гг., после которой собор пришлось срочно спасать от полного разрушения. Дополню насчет современных реставраторов. Современные реставраторы особенно любят украшать памятники архитектуры двумя вещами - заборами из блестящей гофры (1, 2) и толстыми черными электрическими кабелями, живописно развешанными на столбах. Ну, положим, без столбов освещения не обойтись, но неужели нельзя хотя бы кабели спрятать под землю? И это не только во Владимире (1). Палаты Между Успенским и Дмитриевским соборами расположены Палаты - здание бывших присутственных мест, построенное в классическом стиле (архитектор Бланк, 1785-1796). Здесь теперь открыт Культурно- образовательный центр Владимиро-Суздальского музея-заповедника с картинной галереей, экспозицией «Минувших дней очарованье», выставочным залом, Детским культурным центром, кафе и художественным салоном. Исторический музей Далее по Большой Московской в здании, построенном в псевдорусском стиле, находится Исторический музей, где размещена экспозиция «История Владимирского края с древнейших времен до 1917 года». Частью ее являются уникальные находки, пролежавшие в земле около 23 тыс. лет, обнаруженные недалеко от Владимира в 1956 г. на стоянке древнего человека эпохи палеолита, названной в честь протекающего рядом небольшого ручья - Сунгирьской. Николо-Кремлевская церковь Николо-Кремлевская церковь (1761) - двухсветный бесстолпный летний храм, построенный на территории бывшего Кремля. Сейчас здесь работает Планетарий. Рождественский монастырь В конце улицы находится ансамбль Рождественского монастыря. В 1192-1196 гг. на этом месте князь Всеволод возвел белокаменный Рождественский собор. В 1263 г. в нем были погребены останки Александра Невского, канонизированного церковью в 1724 г., и по распоряжению Петра I перенесенные в Санкт- Петербург. В отличие от Успенского и Дмитриевского соборов этот храм не дошел до нашего времени, его разобрали в 1930 г. Сейчас он вместе с колокольней воссоздан заново. Из всего ансамбля лучше всего сохранился Архиерейский дом (1748) — двухэтажное здание в стиле барокко с двумя высокими кровлями. Рождественский монастырь, основанный во время расцвета Владимира, долгое время был самой известной и влиятельной обителью в Северо-Восточной Руси. Но с середины XVI в. он уступает этот титул Троице-Сергиевой лавре. В 1918-1991 гг. здесь размещались ВЧК, ОГПУ, КГБ. В целом можно сказать, что Владимир произвел на меня очень приятное впечатление. Я даже не ожидал, что здесь окажется столько всего интересного. Особенно если сравнивать с виденными ранее Рязанью или Калугой. Прогуляв до темноты, я пошел обратно на автовокзал. Дабы сэкономить время, ночевать я решил уже в Суздале, чтобы с утра сразу продолжить свою экскурсионную программу. Автобусы туда ходили часто, так что я купил билет в кассе и сразу поехал. Продолжение про Суздаль читайте здесь. |
Другие путешествия |
На главную страницу | ВСЕ ФОТОГРАФИИ |
Продолжение про Суздаль